Должен ли психотерапевт стараться привести пациента в состояние «социальной нормы», то есть, сделать так, чтобы пациент «был как все»? Чтобы пациент воспринимал все аспекты мира так, как это должны делать все «добропорядочные законопослушные граждане» с точки зрения морали и этики того или иного государства?
Может ли психотерапевт поощрять желание пациента постичь смысл жизни, если поиски смысла жизни пациента выходят за рамки декларируемого тем или иным государством представления о смысле?
Должен ли психотерапевт быть «вне политики» если он понимает, что причиной внутреннего конфликта пациента стало понимание им лживой и противоречивой политики того или иного государства?
Должен ли психотерапевт способствовать развитию личности и личностных качеств человека, понимая, что такого рода качества осуждаются идеологией и морально-этическими принципами того или иного государства?
Должен ли психотерапевт ощущать себя «на службе государства», или всё-таки, он должен «служить личности», испытывающей определённые психологические или психические затруднения?
Должен ли психотерапевт, его мировоззрение, его отношение к тем или иным аспектам жизни и сам его образ жизни быть для пациента примером для подражания, или это необязательно?
Comments